Двойственность инь-ян
Термины Инь (Yin) и Ян (Yang) происходят из наблюдений древних китайских мудрецов за окружающим миром, и являются обозначением двух простых явлений:
* Ян - освещенная Солнцем (южная) сторона холма;
* Инь - теневая (северная) сторона холма;
Чтобы понять принцип инь и ян, важно рассматривать то и другое не как «противников», которые борются между собой. Наоборот, противоположности в этом мире, согласно даосскому представлению, нераздельно соединены между собой. И только вместе они образуют целое. Не нужно рассматривать их как постоянные свойства, они постоянно изменяются и переходят одно в другое: моя рука теплее (ян), чем стол, но холоднее (инь), чем чайник. Если я положу теплую руку в холодную воду, она в конечном счете тоже станет холодной (инь).
Традиционное графическое обозначение понятия Ян - сплошная черта , а Инь - разорванная . Уже сами обозначения дают возможность для понимания сути этих понятий: Ян выражает идею целостности и единства, а Инь - разделения и многообразия.
Целостность ведет к плотности, поэтому Ян - плотность, твердость, крепость, сила. Разделение ведет к разреженности, поэтому Инь - разреженность, мягкость, слабость.
Плотность дает возможность наблюдаемости, поэтому Ян - внешний, верхний, видимый, форма, день и свет, а Инь - внутренний, нижний, скрытый, содержание, ночь и тьма.
Твердость ведет к жесткости, однозначности, определенности, познаваемости - Ян. Мягкость ведет к гибкости, непредсказуемости, переменчивости, непознаваемости - Инь.
Познаваемость - разум, интеллект, логичность, упорядоченность - это Ян, а чувства, интуиция, образность и хаотичность - это Инь.
Инь и Ян можно сравнить с горением свечи. Инь – это воск. Ян – горение, пламя. Инь питает и поддерживает Ян. «Воск борется с огнем» и происходит процесс. В свою очередь, без огня воск безжизненный и не выполняет своей функции.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНЬ И ЯН
- Противоположность и отрицание одного другим.
- Относительность свойства Инь и Ян для конкретного явления: человек относительно неба - Инь. Относительно земли - Ян. Мышцы относительно кожи - Инь, относительно костей - Ян и т.п.
- Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.
- Невозможность существования одного без другого.
- Содержание одного в другом.
- Взаимопревращение.
- Динамическое равновесие в виде отношения взаимного ослабления - усиления.
Противоположности образуют единое целое.